Размер кистей для рисования как определить
Как правильно выбрать кисти для рисования
Любая кисть состоит из:
- деревянного или пластикового основания;
- металлической обоймы;
- пучка волос (щетины, шерсти, синтетики).
Каждой из этих частей необходимо уделить внимание, если вы хотите выбрать действительно качественную кисть.
Ручка
Ручка хорошей кисти изготавливается из твердых пород древесины, таких как бук или береза. Признак качества – равномерная окраска. Нигде, в том числе в зоне обоймы, не должно быть облупившейся краски.
Обойма
Ручка и волос должны быть обжаты очень плотно. Кисть прослужит долго, только если обойма не будет шататься или прокручиваться.
Волос
В хорошем магазине вам всегда предложат смочить кисть водой, поскольку убедиться в ее качестве можно только таким образом. Волоски мокрой кисти лежат один к одному, не топорщатся, ни один из них не выглядит слишком длинным и, тем более, ни один волосок не должен остаться в руке, если провести по пучку.
Формы кистей и их назначение
Кисти бывают следующих видов:
- Круглые. Самая популярная и универсальная форма, которая подходит для работы с любыми типами краски и различными техниками. Круглые кисти позволяют получать линии разной толщины, в том числе и варьирующиеся по толщине.
- Плоские. Часто используются для работы с маслом и акрилом, но могут применяться и для акварели. Основное их назначение – создание ровных и широких мазков.
Популярные виды кистей
Материалы для изготовления кистей
Современные художественные кисти изготавливаются из самых разнообразных материалов, от каучука и поролона до ворса медведя, волка или куницы. Но популярными являются только несколько материалов:
- Беличья шерсть. Из нее изготавливаются круглые и флейц-кисти для акварели и других красок на водной основе. Один из самых распространенных материалов, кисть имеет тончайший и упругий кончик и широкое основание, что делает ее практически универсальной.
- Колонковая шерсть. Кисти из колонка отличаются оптимальным сочетанием упругости и эластичности, применяются при работе с акварелью, гуашью, а также маслом в тех случаях, когда необходимо выполнить мелкие детали или прием лессировки.
- Свиная щетина. Лучшие кисти этого ряда – из волоса китайского ангкингского борова. Они отлично подходят для работы с маслом, акрилом, а также гуашью, если используется сухая техника.
- Барсучий волос. Идеальный вариант для замеса масла или акрила и работы с умеренно разбавленными красками.
- Козий мех. Кисти с таким волосом применяются в каллиграфии и китайской живописи, а за счет того, что козья шерсть способна выдерживать высокие температуры и не деформироваться, их зачастую используют для горячего батика.
- Синтетическое волокно. Является хорошей альтернативой кистям с натуральным ворсом в тех случаях, когда требуется работа с горячим воском и разбавителями. Также синтетические кисти подходят для работы с акрилом.
Кисти для каллиграфии
Размеры
Различают российскую и европейскую нумерацию размеров кистей. Европейская – размеры от нулевого до шестнадцатого. Российский номер кисти обозначает диаметр волосяного пучка в миллиметрах: так, кисть №3 будет иметь толщину пучка 3 мм.
Длина кисти может быть различной, для акварели – не более 20 см, для масла и акрила – не более 35 см. Ширина ручки варьируется в зависимости от толщины пучка.
Художник всегда имеет в арсенале несколько видов кистей, ведь каждая из них обладает особыми характеристиками и позволяет решить ту или иную задачу. Для начинающих живописцев существуют специальные наборы, включающие кисти из нескольких материалов, имеющие различные размеры.
Художественные товары: кисти для рисования
Все дети любят рисовать и поэтому очень важно, чтобы кисти, предназначенные для самых маленьких, были удобны. У маленького ребенка рука еще не поставлена правильно, и техника рисования не сформировалась. Малыш пока не может держать кисточку как шариковую ручку и старается как следует ее ухватить и крепко сжать в кулачке. Пыхтя, он плотно прижимает кисть к листу бумаги, так как еще не способен правильно рассчитать свои силы. Удобнее всего малышу держать кисть большого объема. Именно поэтому толщина кистей подбирается в зависимости от возраста ребенка — чем он младше, тем толще кисть.
Можно отметить, что для совсем юных творцов нужен набор кистей, отвечающий следующим требованиям:
- большая толщина кисти;
- кисти должны выдерживать нажим и не ломаться;
- кисти должны быть разными по форме, так как ребенку может наскучить рисовать одним видом кисти.
Все эти требования как нельзя лучше удовлетворяет набор кистей для рисования серии «Пушистые друзья», артикул FB-04/3. В набор входят три кисточки, выполненные из щетины. Две кисти круглые, а одна — плоская.
Использование кисточек из щетины позволяет увеличить срок их службы, по сравнению кистями, пучок которых изготовлен из волоса пони или белки. Попробуйте взять кисть из волоса пони или белки в кулак и порисовать, плотно прижимая ее к бумаге. Уже после первого рисунка кисточки можно выбрасывать. Не стоит забывать, что маленький ребенок не сразу начинает вести кисточкой по листу. Сначала он получает удовольствие оттого, что с его помощью на листе появляется краска в виде кляксы, ведь каждая клякса на что-то похожа!
Круглые кисточки двух разных размеров дают возможность понять пропорции. Плоская кисть позволяет широкой стороной нанести полосу, а другой — более узкую линию. С этим набором ребенок сможет не только начать рисовать, но и склеивать разные поверхности. Это его первые шаги к творчеству. Набор упакован в полиэтиленовый пакет с европодвесом.
Для ребят постарше, которые уже умеют держать кисти и используют их на уроках рисования или труда для разнопланового творчества, лучше всего подойдут наборы следующих артикулов:
- FB-01/4, серия «Пушистые друзья», набор кистей, 4 штуки, пони №1, №4, белка №1, щетина пл.№6, пакет с европодвесом.
- FB-02/4, серия «Пушистые друзья», набор кистей, 4 штуки, щетина плоская №4, коза №2, №3, пони №3, пакет с европодвесом.
- FB-03/4, серия «Пушистые друзья», набор кистей, 4 штуки, щетина плоская №6, белка №1, пони №1, №3, пакет с европодвесом.
- FB-01/3, серия «Пушистые друзья», набор кистей, 3 штуки, щетина плоская №4, коза круглая №4, пони круглая №3, пакет с европодвесом.
В этих наборах кисти подобраны самым оптимальным образом, исходя из требований и рекомендаций учителей рисования.
Щетина может использоваться для рисования темперой, маслом, гуашью, акрилом. Помимо этого, кисть из щетины применяется для склеивания. Также при помощи кисти из щетины легко добавить большое количество воды или краски на бумагу. Кисть из волоса белки подходит для акварели, темперы и гуаши.
Пони — акварель, темпера, гуашь, тушь.
Кисть из волоса козы — акварель, гуашь, тушь.
Для одного и того же вида краски могут использоваться разные кисточки. Выбор зависит от техники, которую юный художник собирается применить в своем творении. Каждый материал по-своему удерживает краску на волосках, поэтому и результат получается разным при рисовании одной и той же краской, но разными кисточками. Тонкой кистью удобно рисовать аккуратные линии и прорисовывать детали рисунка. Широкая кисть хороша при рисовании на больших форматах, она экономит ваше время.
В зависимости оттого, какого результата ждет художник, он выбирает тот или иной набор кистей. Если пользователь рисует одним видом краски, то ему удобно работать с набором, где собраны кисточки одного волоса, но разных размеров. В процессе рисования часто бывает, что нужно провести толстую линию или закрасить/затушевать большое пространство. Это удобнее всего сделать кисточкой под номером 4 или 5, в зависимости от объема закрашиваемой поверхности, возможно, понадобятся и большие размеры. Для рисования обычно используется кисть номер 3, а для тонких линий, обводки предметов — номера 1 или 2. Таким образом, в зависимости от типа выполняемого рисунка можно применять кисточки с одним волосом, но с разными номерами, что позволяет достичь желаемого результата. Большие номера дают экономию времени при закрашивании, а маленькие — тонкие кисточки — позволяют очертить или подчеркнуть контур предмета, прорисовать мелкие детали.
Торговая фирма «Кнопка» предлагает наборы кистей для ребят самого разного возраста. Кроме того, наборы могут быть специально подобраны для достижения конкретного результата.
Размер кистей для рисования как определить
Правильно подобранная кисть — это идеальный мазок, который, вполне возможно, станет частью настоящего произведения искусства. Художественная кисть, как главный инструмент для живописи, требует тщательного выбора, при котором обязательно учитывается не только тип используемых волосков, но и их длина и форма. Конечно, вопрос, как выбрать художественную кисть чаще всего задают начинающие художники. Попробуем максимально полно ответить на него, чтобы задача выбора решилась просто и быстро.
Волос козы
Волос козы относится к наиболее распространенным материалам для изготовления художественных кистей. Это связано с универсальными свойствами этого материала. Кисти из волоса козы получаются средней жесткости: в меру мягкие и упругие. Также к достоинствам такого ворса причисляют долговечность кистей, отсутствие при работе жестких следов на поверхности рисунка, выдерживание высоких температур. Последняя особенность дает возможность использовать кисти из волоса козы для росписи по ткани. Среди других преимуществ кистей из волоса козы стоит отметить их доступную стоимость: большинство предлагаемых в магазинах и супермаркетов кистей выполнены именно из этого типа ворса.
Чаще всего кисти из волоса козы используются для следующих целей:
- Для рисования акварельными красками, гуашью. Козий волос отлично держит краску и дает «сочные» и одновременно четкие мазки.
- При работе с клеем, если необходимо выполнять тончайшую аккуратную работу, например, аппликацию.
- Для каллиграфических написаний.
Кисти из волоса козы — идеальный вариант для детей и начинающих художников. Они доступны в различных формах и размерах и позволяют недорого подобрать полный комплект кистей для полноценной работы.
Волос пони
Кисти из волоса пони пользуются заслуженной популярностью как доступные и качественные инструменты. Часто их рекомендуют для покупки детям дошкольного возраста. Кисти из волоса пони характеризуются эластичностью и отличными свойствами впитывания и отдачи краски. Кисти из волоса пони всегда плотные, что позволяет хорошо «держать» краску и создавать тончайшие мазки.
Выбрать кисть из волоса пони стоит в следующих случаях:
- При работе с акварелью, гуашью, акриловыми красками, пастелью или тушью.
- Для школьников и дошкольников при получении первых навыков рисования.
- Для начинающих художников.
Примечательно, что кисти из волоса пони также ценятся в косметологии, так как они совершено не вызывают аллергии и позволяют качественно наносить макияж или косметические средства.
Волос белки
Кисти из волоса белки относятся к категории лучшего выбора для работы с водорастворимыми красками. Ведь волос белки отлично впитывает влагу и удерживает ее в себе. С помощью кисти из волоса белки художник может наносить самые изящные и тонкие элементы рисунка. При работе с кистью такого типа художник никогда не увидит неравномерных мазков или размытых участков, так как пучок ворса собирается «в единое целое» и не распушивается в работе.
Среди других достоинств таких кистей можно выделить следующие:
- Волос белки относится к категории мягких и эластичных материалов.
- Такие кисти легко моются.
- Волос белки практически не ломается, поэтому кисти служат долго без потери своих замечательных свойств.
Кисти из волоса белки — идеальный выбор для начинающих и профессиональных художников при работе с акварелью, гуашью, акрилом, пастелью, тушью. Также мастера часто покупают такие кисти для нанесения изящных узоров на ткань, глину, фарфор, фаянс или керамику.
Волос колонка
Колонок — это небольшое животное, распространенное в Азии. Колонок относится к семейству куньих и облает удивительно мягкой шерстью. Кисти из волоса колонка состоят из ворсинок с хвоста животного, которые, помимо мягкости, обладают целым набором превосходных свойств:
- отличная упругость и эластичность;
- хорошее взаимодействие с водой, в результате чего мазки получаются ровными и равномерными.
Кисти из волоса колонка сегодня относятся к категории самых дорогостоящих. Их предпочитают профессиональные художники, которые могут по достоинству оценить все исключительные свойства такого ворса. Кисти из волоса колонка могут использоваться для:
- любых видов красок, поверхностей и техник;
- лессировки;
- прорисовки тончайших деталей и контуров.
Синтетика
Искусственная щетина для изготовления художественных кистей — это чистый продукт химических технологий. Примечательно, что такие кисти очень схожи по своим свойствам с натуральными кистями из волоса колонка, поэтому часто их называют изделиями из искусственного колонка.
К достоинствам синтетических кистей стоит обязательно отнести превосходную упругость и жесткость, благодаря которым мазки на рисунке получаются четкими и насыщенными. Кисти с синтетическими волокнами являются доступными по цене и могут использоваться для:
- работы с маслом, акриловыми красками, гуашью, темперными красками;
- для росписи ткани, фарфора или керамики;
- для работы с акварелью (редко).
Натуральная щетина
Натуральная свиная щетина используется профессиональными художниками для нанесения густых красок. За счет высокой прочности и эластичности она позволяет добиться идеально ровного нанесения цвета, поэтому каждый мазок такой кистью будет максимально точный, яркий и насыщенный.
Главная особенность кистей из натуральной щетины — расщепление кончиков ворсинок, которое обеспечивает хорошее «наполнение» кисти и насыщенность выбранного оттенка. Кисти из щетины получаются тугими и могут использоваться в следующих случаях:
- при нанесении клея;
- при работе с маслом, акриловой краской, гуашью и темперной краской.
Форма и размер кисти
При выборе кисти необходимо определиться с наиболее подходящей формой. Здесь стоит ориентироваться на следующие характеристики:
- круглые кисти позиционируются как универсальные, они позволяют наносить мазки любой толщины, от самых тонких до широких и четких;
- плоские кисти созданы для нанесения широких ровных мазков на большую площадь рисунка. Также такой вид кистей часто выбирается для аппликаций, когда необходимо много работать с клеем.
Размер у круглых кистей обозначается диаметром пучка ворса, который измеряется у основания кисти. У плоских кистей за размер принимается ширина пучка у основания обоймы. Основной ассортимент художественных кистей включает размеры от 1 до 24 мм.
Разновидности кистей: какую кисточку купить, для чего нужны разные кисти? Часть 2.
КАЧЕСТВО ЧЕРЕНКА КИСТИ
Так как черенок – непосредственный участник работы кистью, то его удобство и качество материала не менее важны, чем ворс кисточки. В идеале – в меру длинный деревянный черенок без покрытия лаком или краской.
Даже если во время рисования черенок кисти будет пачкаться и засаливаться, он останется гладким, удобным для удерживания в руке и будет устойчив к воздействию воды и разбавителей. А если к нему пристанет слишком много засохшей краски, его легко можно будет промыть водой с хозяйственным мылом или, на крайний случай, отшлифовать мелкой наждачкой до состояния чистого дерева.
Любое покрытие черенка может деформироваться: пластик царапается и скалывается, краска и лак трескаются и облазят. Это происходит и от ненадлежащего хранения кистей и от постоянного замачивания в воде и разбавителе и просто от механических деформаций. Деформированный черенок кисти мешает в работе, особенно если покрытие скалывается и попадает на холст или в палитру.
КРУГЛЫЕ ИЛИ ПЛОСКИЕ КИСТИ
Практически все кисти выпускаются в трёх разновидностях – круглые (скрепка в виде круглого цоколя), плоские (цоколь в скрепке с ворсом сильно сплющен – до 2-3 мм), чуть сжатые (цоколь в скрепке с ворсом немного сплющен – 5-6 мм).
Для разных целей подходят разные кисти. Плоскими удобно начинать работу и писать этюды большого формата – они наносят широкие крупные не слишком фактурные мазки. Полуплоскими, немного сжатыми кистями хорошо писать в мазковой технике – мазки кисточкой получаются объёмные, подвижные, фактурные (кисть хорошо набирает и в меру обильно выпускает краску на холст). Также такие кисти позволяют смешивать оттенки краски на палитре не до конца, что придаёт этюду особую живописную выразительность. Круглые кисти помогают деликатно вписывать детали и укладывать мазки точно по форме.
Для полноценной живописи стоит использовать все три вида кистей.
ФОРМА КИСТЕЙ
У круглых кистей форма бывает заострённой или овальной. Заострённой кистью (когда самые длинные тонкие волоски кисти сходятся вместе в острый кончик) удобно прописывать мелкие детали и тонкие линии. Она может регулировать толщину линии и мазка в живописи, делая его певучим, местами слегка утолщённым. Такую форму кистей используют для обводок, подчёркиваний, вписывания мазков краски точно в нужное место (рефлексы, текстуры, особенности формы). Круглой кистью овальной формы можно моделировать объёмы предметов, выполнять растушёвки и списывания.
У плоских кистей форма бывает квадратной, со скруглёнными углами и овальной. В зависимости от вкусовых предпочтений художника, используются разные кисти, дающие разный силуэт мазка. Квадратная форма кисти придаёт мазкам краски более резкий, рваный характер (что хорошо для натюрмортов, пейзажей). Кисть со скруглёнными углами укладывает мазки более деликатно, объединяя их друг с другом (это хорошо для живописи фигур людей и животных). Овальные кисти наносят мазки, втирая их друг в друга, граница мазка в живописи получается мягкая и округлая (это применимо для живописи портретов).
РАЗМЕР КИСТЕЙ
Разные производители имеют свой диапазон и шкалу размеров кистей. Одинаково одно – чем меньше номер, тем уже и меньше волосяная часть кисти. Существуют даже кисти номеров 0 и 00, они применяются, в основном, для художественной росписи, реже в живописи.
Для полноценного живописного произведения художники используют разные по размеру кисти (качество и профессионализм живописца определяется и по наличию мазков разных размеров в одной картине). Обычно начинают кистями больших размеров (кисти № 20-30) – ими закладываются основные цвето-тональные сочетания, предметы и объекты прописываются по форме кистями среднего размера (кисти № 10-20), а мелкие детали и части уточняются мелкими кистями (кисти №3-10). Самыми тонкими кисточками подводят края предметов в тени, уголки глаз, ставят мелкие блики.
Небольшой нюанс – плоские кисти нумеруются только по чётным размерам (2, 4, 6 и т.д.). Это сделано для удобства – при сжатии круглой кисти она расплющивается и становится широкой и плоской, меняет параметры и размер.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ КИСТЕЙ
Каждый художник выбирает на свой вкус и задачу кисти под себя. Обычно производители выпускают кисти линейками (например, щетинные плоские кисти или кисти из тонкой белой синтетики, или белка микс), поэтому даже у одного производителя кисти бывают разные.
Из отечественных производителей кистей для живописи хорошо себя показали “Roubloff” (г. Киров), “Байкал”(“ALBATROS”, г. Новосибирск), “Decola”, “Сонет” (последние две – Завод художественных красок “Невская палитра”).
Из импортных производителей кистей для живописи – “Bruno Visconti”, “Pinax” (Китай), “Royal Talens” (Нидерланды), “Winsor&Newton” (Великобритания), “Escoda” (Испания) и другие.
НЕОБЫЧНЫЕ КИСТИ
Флейцевые кисти (флейцы) – очень крупные, широкие и плоские кисти, похожие на строительные. Бывают не только щетинные и синтетические, но и из пони и белки (для крупных работ акварелью). Применяются для рисования на большом формате широкими мазками или заливками (их нумерация от №20 и далее).
Веерные кисти – применяются для растушёвывания контуров и смягчения контрастов. Особенно востребованы в батике (живопись по ткани), аквагриме, художественной росписи, реже в традиционной живописи.
Каллиграфические кисти (кисти для каллиграфии):
* Шрифтовые тонкие кисти (шлепперы) – круглые и супердлинные, подходят для выписывания очень тонких аккуратных буквиц и для проведения тонких линий, прямых и дугообразных. Можно использовать нажим, а можно работать однообразной линией.
* Кисти для китайской туши – каллиграфические кисти из козы или пони с длинным широким пучком ворса, сильно заострённым на конце. Подходят для китайской живописи тушью и для каллиграфических экспериментов. Они дают красивые богатые фактуры мазков и позволяют рисовать экспрессивно, динамичными штрихами и мазками.